Yemanja
Струн натянутых тонкий звон

Ткани 19 века. Часть 1
Ткани 19 века
Иванова-Климанская С.В/Майра


По сути, все ткани 19 века можно свести к одному из четырех видов: шелк, шерсть, хлопок и лен. Однако благодаря сочетанию различных нитей, техник переплетения и способов окраски в одной материи, мастерами достигалось удивительное разнообразие тканей по их свойствам и внешнему виду. Популярность того или иного вида материи весьма условна, нужно иметь ввиду конкретную страну, сословие и назначение наряда.
Для удобства восприятия, модные материи разбиты на стилевые эпохи, но это деление условно, поскольку ткани использовались в основном одни и те же, лишь иногда какие-то становились более популярны, а какие-то менее. Чтобы не перечислять все многообразие тканей в каждом новом разделе, в основном приведены лишь вновь появившиеся, вернувшиеся в моду или наиболее популярные.

1800—1825 годов. Ампир и мода реставрации

Материалы
Хлопок полотняного переплетения, шелк, бареж, шелковый тюль, дымка, газ, кисея, перкаль, муар, репс, кашемир, жаконн, посконь, ажур, лен, атлас, дамас, муслин, плис, батист, батистовый муслин, коленкор, лен, шерстяная фланель, креп.
Гладкие материи встречаются чаще в утренних туалетах и неглиже, вышитые ткани характерны для вечерних, парадных и бальных нарядов, а так же для зимних платьев.
До 1804 во Франции в моде легкие полупрозрачные ткани, подражание античной моде. После провозглашения Наполеона императором, простота греческих одежд стала сменяться блеском и богатством. Тяжелые плотные шелка и бархат плотно укрыли формы «нимф и богинь». В бальных платьях появились съемные шлейфы из тяжелых тканей. После возвращения корсета в 1809 году прозрачные ткани обязательно сажались на плотную непрозрачную подкладку.


Для повседневных мужских нарядов сукно саржевого переплетения, для придворной и церемониальной одежды атлас, бархат (бриджи, жилеты, парадные фраки).



Цвета и отделка

В эпоху империи 1800-15 годы большой популярностью пользовались женские наряды светлых цветов: белый, цвета слоновой кости, кремовый, серебристый, все светлые оттенки желтого, розового, голубого.
Для парадных платьев могут использоваться глубокие, насыщенные цвета – темно-зеленый, пурпурный, синий и тд. Отделка в виде вышивки на повседневных и вечерних платьях, на парадных платьях встречается бахрома, пайетки. Одно время популярна вышивка серебром и сталью. После 1804 года платья украшаются объемной гарнировкой из гирлянд цветов, листьев, колосьев, веточек, орнаментов.
После 1815-го года отделка становится чаще горизонтальной – воланы, рюши, кайма из лент, фестоны, кружева. Отделка может быть в тон основной ткани или контрастной.
Осенью 1817-го — зимой 1818 года дымка встречается среди тканей, предназначенных для дорогих бальных нарядов: «Два платья были вышиты мелкими мушками или горошком серебряной битью, через ряд матовой и блестящей, а два другие с большими букетами по белой дымке».
«Вестник Европы» за 1803 год: «… В середине зала стояли два ряда кресел, на которые садились иностранные дамы, приезжающие обыкновенно с женами послов своих. Все были отменно нарядны, а всех более русские и польки: в бархатных платьях фиолетового, темно-зеленого и лилового цветов с золотым широким шитьем… на девице Лористон и других придворных дамах были кисейные белые платья и богатые турецкие покрывала, это называется здесь утренним нарядом…» В дипломатическом и придворном мире жестко придерживаются протокола нарядов для приемов, балов, парадов. Потому дамы одеты в тяжелый бархат на приеме, но при этом, в самой России носили легкие платья по античной моде.
Жилеты до 1810 года шили светлых тонов - бледно-желтые, кремовые, небесно-голубые, темно-желтые. В 1820-х появились узорчатые жилетные ткани: узорчатый атлас, украшенный цветочным узором, полосатый шелк.



Атлас – ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. В XIX веке различали несколько основных видов атласа:
- Люкзор - «он делается из шелку с шерстью; мягок, прочен и блестящ как атлас, он тчется гладкой и узорчатый».
- Помпадур - «напоминает богатство прежних нарядов, соединяя оным совершенство отделки, отличающей все нынешние ткани. Атлас этот темных цветов, по нем затканы гирлянды шелком золотого цвета, которые при свете кажутся как бы вышитыми золотом; материя эта прилична для придворных платьев (мы того и ждем, что станут носить парчи и штофы, хорошо, прочно, но убыточно)».
- Ментенон - «по темным или светлым землям затканы цветы, точно вышитые; лучшие из них называются: атлас Ментенон, атлас Дюбарри».
- Трианон - «атлас Трианон, по которому затканы листья различного цвета с землею, а между сих листьев оставлено место для букета гвоздик, затканных разными шелками».


В первое десятилетие ХIX века атлас редко использовался в женской одежде, но мужчины носили шелковые атласные галстуки, жилеты и т.д. Позднее, начиная с 20-х годов, атлас уже не выходил из моды вплоть до начала Первой мировой войны.

Батист — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной наиболее тонкой пряжи высоких номеров. Батист мог быть отбелённым, гладкокрашеным и набивным. Употреблялся для белья, платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.

Бареж – ткань созданная в газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века.

Муаре, или муар, - ткань чаще всего полотняного переплетения, подвергнутая обработке специальными валиками-прессами - каландрами, после которой на поверхности ткани остаются волнистые разводы. Муаровые ткани можно было получать практически из любого сырья, но наибольшего эффекта добивались на шелковых тканях.

Коленкор - дешевая хлопчатобумажная ткань типа плотного миткаля, белая или одноцветная. Белый коленкор шел на рубашки, белье, а цветной - на подкладку.

Муслин — разновидность хлопчатобумажной ткани. Муслин, как правило, вырабатывается из миткаля, который подвергают белению и так называемой мягкой отделке.

Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Состоит ткань из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, обычно имеет сероватый оттенок. Миткаль является полуфабрикатом для производства различных тканей и других материалов. Если миткаль соответствующим образом отделать, то из него можно получить ситец (при этом наносится печатный рисунок) и различные бельевые ткани, такие как муслин и мадаполам. В XIX веке миткаль также называли бумажной тканью и ненабивным ситцем.

Кисея — очень тонкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая в ХIX веке изготавливалась цветной, узорчатой и покрывалась вышитыми орнаментами. В первое десятилетие XIX века самой модной была кисея белого цвета. Позднее, с отказом от подражания античным образцам во внешнем облике, она вышла из моды, и появиться на балу в белом считалось дурным тоном.


1825-50 Романтизм и бидермеер

Материалы
Шелк, хлопок и шерсть полотняного переплетения, так же тафта гладкая и клетчатая, ситец набивной, сатин, атлас, шерстяной батист, нансук, шотландка хлопчатобумажная, репс, муар, бязь, бархат, вельвет, парча, сукно, газ «Донна Мария», кружева (особенно блонды), газ, глазет и аксамит (как разновидность парчи), гризет, муслин, камка, гро, органди, индийский вощеный ситец, штапель, твил.
В конце 20-х годов модницы наряжаются в шерстяной батист: «Самая модная материя для амазонов шерстяной батист; удобство его состоит в том, что он не скоро промокает от дождя». Водоотталкивающие свойства шерстяного батиста объясняются как раз его высокой плотностью и особенностями обработки пряжи. А некоторые ткани выходят из популярного употребления, так, например, после середины 30-х, бифмуслин и кисея используются в основном для домашней одежды и утренних платьев.
В 1832 году в газете «Молва» было помещено следующее объявление: «В одном только магазине мы заметили более двенадцати сортов атласа; именно Левантский атлас, Варшавский, Португальский атлас, Ориентальский атлас, который отличается от Левантского своими узорами». Из этого сообщения становится ясным, что разнообразие сортов атласа определялось прежде всего орнаментацией ткани. Скажем, и левантский, и ориентальский атласы по-русски означали «восточный», но при этом отличались один от другого узорами.
На Руси особое распространение получила камка — тонкая шелковая ткань с разнообразными по композиции узорами, как правило одноцветная. Отличительной особенностью камки было сочетание блестящего узора и матового фона, а на изнаночной стороне наоборот — блестящего фона и матового узора.



Расцветка и отделка
К середине 1820-х белые платья уже выходят из моды. Их носят редко. Ткани с набивным рисунком – горошек, цветы, полоски, восточные огурцы, персидские узоры, клетка. Любые цвета и оттенки, однотонные ткани, белый, розовый (гортензия, бедра испуганной нимфы, иудейское дерево, дети Эдуарда, семга, Помпадур и др.), зеленый (саксонская зелень, английская зелень, мартовый, змеиная кожа, нильская вода, попугайный, перидотовый, вердрагоновый и др.), красный, золотой, желто-коричневая гамма (белокурый, камелопардовый, янтарный, цвет райской птички, последний вздох Жако, палевый и др.), коричневые оттенки (цвет лесных каштанов, голова негра, жженый кофе, орельдурсовый, лорд Байрон и др. ).
К красно-коричневой гамме с золотым отливом относились цвета «савоярский», «мордоре» и «майский жук». Массака — темно-красный с синим отливом, во второй половине столетия почти не встречается. Аделаида – красно-лиловый, красно-синий или темно-красный холодного тона. После 1827 в моде «наваринские» цвета (наваринский пепел, наваринский дым – темный красно-коричневый, у Гоголя такой цвет – «брусничный с искрой»; наваринский синий, наваринский дым с пламенем). Пюсовый (он же блошиный) – холодный оттенок коричневого, возможно коричнево-розовый, серо-коричневый с розовым подтоном.
Серые тона (розовый пепел, испуганная мышь, гридеперлевый, наваринский пепел, гриделеновый, маренго-клер, гавана, борода Абдель-Кадера, дикий/некрашеный цвет и др.)
Особое увлечение «диким» цветом относится к 1833 году: «Все дикие цвета более и более в моде. Прехорошенький наряд неглиже состоит из редингота или муаре светло-дикого цвета».
В русской моде в это время синий цвет был в непростом положении, тогда как голубой/небесный считался весьма модным. Дело в том, что синий встречается в траурных русских народных костюмах. С этим связано своеобразное бессознательное предубеждение, которое привело к тому, что в журналах XIX века, имеющих отделы моды, название «синий» предпочитали сохранять в иноязычном звучании и даже написании. Очень немногие названия синего русифицировались, например «электрик» — ярко-синий. Только наставницы великих княжон носили синие бархатные платья и на балах оказывались единственными дамами, одетыми в синее.
К концу 20-х вечерние мужские штаны в основном темно-серого, черного цвета, дневные штаны - кремовые, желто-коричневые, рыже-коричневые, светло- и темно-серые, темно-желтые. В 40-х в мужской моде клетчатые и полосатые брюки в повседневной одежде.




Нансук — тонкая хлопчатобумажная ткань белого цвета полотняного переплетения. Ее использовали для белья, мелких деталей женского туалета. Дорогие вещи такого назначения обычно шили из различных сортов батиста

Газ - это ткань из шелка или туго скрученного хлопка, ткавшаяся так, что при переплетении нитей утка и основы они не уплотнялись специальными приспособлениями и между ними оставалось некоторое пространство. В классическом газовом переплетении две нити основы сочетались с одной нитью утка. Ткани такой выработки получались особенно легкими, полупрозрачными. Их делали одноцветными и узорчатыми, диагонального (саржевого) или полотняного плетения, покрывали вышивкой, сочетали с другими типами плетения, например атласного. Газ «Донна Мария» моден в 1831 описан как «белый, затканный серебром».

Глазет - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами.

Бархат - ворсовая ткань с мягкой, пушистой лицевой поверхностью. Ворс получают введением, кроме нитей утка и основы, особой ворсовой нити. Различные сорта бархата определяются качеством сырья, из которого делался - шелка, хлопка, шерсти. Выше всего ценился шелковый бархат.

Блонды когда-то были шелковыми кружевами из неотбеленного сырья - шелка-сырца, имевшего золотистый цвет, который и дал кружевам название. Затем блонды шили белыми и черными, и уже к середине столетия появились черные шелковые блонды, известные под названием ламe, впервые упомянутые в журнале «Модный магазин».
Гро-, входящий в состав названия какой-либо ткани, означает, что исходным сырьем для нее являлся шелк. Грогрон считался наиболее дорогой шелковой материей, потому что для него требовались самые лучшие, не поврежденные коконы шелковичного червя, дающие максимально длинную нить. Грогрон обычно делали гладкокрашеным, одноцветным. Гроденапль был плотной однотонной тканью, его ткали из толстых, в несколько нитей, основы и утка, чем и добивались плотности довольно тонкой материи.

Органди - очень тонкая прозрачная матовая шелковая или хлопчатобумажная ткань, выработанная мелкоузорчатым переплетением.

Продолжение следует.
Источники будут указаны во сторой части.

URL записи

@темы: Ткань, Мужская одежда, Мода, Женская одежда